facebook vkontakte e signs star-full

Дислексия

Дислексия – это достаточно распространенное расстройство обучения, влияющее на способность человека воспринимать и обрабатывать информацию. Оно характеризуется появление трудностей с чтением, письмом и орфографией, но не влияет на интеллектуальные задатки человека. В действительности многие пациенты с дислексией обладают высоким интеллектом и творческими способностями. Однако, невзирая на их потенциал, это состояние представляет собой значительное препятствие на пути к обучению.

Виды дислексии

Классификация дислексии напрямую зависит от причины ее возникновения и особенностей проявления. Несмотря на то что ведущим симптомом всегда является нарушение чтения, некоторые детали могут отличаться.

a9aec46a9f7b6a55b850c3f9fe77004d1.jpgФонологическая (фонематическая) дислексия

Связана с проблемами в восприятии и обработке звуков языка. Люди с данным типом расстройства испытывают трудности с разделением слов на отдельные звуки и составлением из них предложений.

Семантическая дислексия

Характеризуется отсутствием понимания прочитанного текста. При этом пациент может хорошо и бегло читать, но не в состоянии воспроизвести полученную информацию.

Аграмматическая дислексия

Проявляется в виде грамматически неправильного построения даже самых простых фраз и предложений.

Мнестическая дислексия

Сопровождается нарушением последовательности и отсутствием связи между звуками и буквами при чтении текста.

Тактильная дислексия

Развивается у незрячих людей и характеризуется затруднениями в тактильном восприятии букв в шрифте Брайля.

Оптическая дислексия

Возникает вследствие нарушения зрительных функций и проявляется в виде неправильного написания схожих букв, например, “Ц” и “Щ” или в зеркальном чтении текста.
Различные типы дислексии могут сочетаться друг с другом, создавая уникальную клиническую картину. Понимание их классификации помогает в разработке наилучших программ обучения в каждом конкретном случае.

Причины дислексии

Дислексия является результатом сложного взаимодействия множества факторов, в том числе генетических, неврологических и окружающих. Точная этиология происхождения данного расстройства остается неизвестной, однако научные исследования в этой области позволяют нам предположить некоторые ключевые аспекты, которые способствуют развитию этого состояния.

Генетические факторы

Часто в семьях, где один из родителей страдает от дислексии, риск возникновения расстройства у детей значительно возрастает.

Неврологические факторы

У некоторых пациентов были обнаружены аномалии в развитии тех областей мозга, которые отвечают за обработку языковой информации. Современные инструментальные методы диагностики, такие как МРТ, позволяют исследователям подробнее изучать данные неврологические различия.

Факторы окружающей среды

Определенные факторы окружающей среды не вызывает развитие дислексии напрямую, но усиливают ее симптомы и затрудняют обнаружение и лечение. К ним относятся образовательная среда, уровень стресса, доступность некоторых ресурсов и психологическая поддержка.
Стоит отметить, что данное расстройство не связано с уровнем интеллекта или потенциалом для обучения. Многие пациенты обладают высоким IQ и добиваются значительного успеха в академической и профессиональной деятельности.

Симптомы дислексии

Симптомы дислексии варьируются от легких до тяжелых, в зависимости от индивидуальных особенностей каждого человека. Они могут проявляться уже в раннем возрасте, но в некоторых случаях становятся более заметными только с началом обучения в школе, когда дети начинают активно осваивать чтение и письмо. К наиболее распространенным признакам относятся:

Проблемы с чтением

Сопровождаются затруднениями в узнавании букв, выделением звуков в словах и скоростью чтения.

Трудности с письмом и орфографией

Дети с дислексией допускают много ошибок при письме.

Проблемы с памятью

Пациенты испытывают трудности с краткосрочной памятью, что затрудняет процесс запоминания новой информации.

Проблемы с речью

В раннем возрасте у детей наблюдаются проблемы с изучением новых слов, формированием предложений и ритмом речи.

Нарушения последовательности

Сопровождаются трудностями в организации и следовании последовательности событий или инструкций.

Проблемы с восприятием времени

Часто наблюдаются проблемы с пониманием концепций, связанных со временем, таких как "после", "до" и "пока".

Низкая самооценка

Из-за борьбы с академическими задачами, дети могут страдать от низкой самооценки и отсутствия уверенности в себе.
Наличие одного или даже нескольких из этих симптомов не обязательно указывает на дислексию. Точный диагноз ставится на основании всесторонней оценки, проводимой специалистами. При наличии подозрений на расстройство рекомендуется обратиться к врачу.
Помимо указанных симптомов, стоит отметить, что дислексия часто сопровождается другими состояниями, такими как дисграфия (расстройство письма), дискалькулия (расстройство обучения в области математики), а также проблемами с концентрацией, например, синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

Диагностика дислексии

Диагностика дислексии – это сложный процесс, включающий в себя множество этапов и различных методов оценки. Она обычно начинается с обращения родителей или учителей к специалистам с опасениями относительно прогресса ребенка в обучении чтению и письму.

Медицинский осмотр

Первым шагом обычно является медицинский осмотр, чтобы исключить физические проблемы, которые могут повлиять на способность читать, такие как нарушения зрения или слуха.

Психологическое тестирование

Этот этап включает в себя определение интеллектуальных способностей и учебных навыков ребенка. Психологи обычно используют стандартизированные тесты, чтобы оценить различные аспекты чтения, письма и языковых навыков.

Оценка языковых навыков

Специалисты проводят более детальное исследование языковых навыков пациента, включая фонетику, словарный запас, грамматику и понимание языка.

Наблюдение за поведением

Наблюдение за поведением ребенка в классе или в другой обучающей среде может дать дополнительную информацию о его интеллектуальных способностях.

Семейный анамнез

Проводится интервью с родителями, чтобы определить, были ли ранее диагностированы случаи дислексии или других расстройств обучения в семье.
Ни один из указанных методов не может сам по себе подтвердить или опровергнуть наличие дислексии. Диагноз обычно ставится на основании общего результата всех проведенных исследований. Также важно понимать, что диагностика дислексии — это сложный процесс, который требует терпения и времени. Поэтому необходимо своевременно обратиться к врачу, чтобы как можно раньше разработать эффективные подходы к обучению.

Лечение дислексии

Дислексия является неизлечимым состоянием, однако выделяют множество стратегий и подходов, которые помогают детям и взрослым справиться с этим расстройством и успешно адаптироваться в обществе. Главное в лечении — это индивидуальный подход, основанный на потребностях каждого отдельного человека.

Специализированные образовательные программы

Существуют различные программы обучения чтению и письму, разработанные специально для детей с дислексией. Они включают в себя особые методики, когда информация предоставляется сразу через несколько каналов восприятия: зрительный, слуховой, тактильный и кинестетический.

c475210ef97a2aee366b7967989bc92f.jpgЛогопедическая терапия

Логопеды улучшают языковые навыки пациента, работая над произношением, словарным запасом, пониманием грамматики и другими аспектами речи и языка.

Психологическая поддержка

Психологи помогают детям и их семьям справиться с эмоциональными трудностями, которые возникают в результате борьбы с дислексией, такими как низкая самооценка, стресс или тревожность.

Современные технологии

Использование специальных устройств, в том числе аудиокниг, программ и приложений для чтения и письма и программных обеспечений для распознавания речи позволяет улучшить качество жизни пациента.

Аккомодации в обучении

Включают в себя определенные методики в обучении учеников с дислексией, такие как дополнительное время для выполнения заданий, проведение тестов в устной форме и использование современных технологий.
Пациенты с дислексией вполне способны успешно учиться и достигать своих целей. С подходящей поддержкой и ресурсами они развивают свои сильные стороны и обходят сложности, связанные с данным расстройством.

Профилактика дислексии

Профилактика дислексии, как правило, сводится к раннему обнаружению признаков этого состояния и своевременному началу обучающих и коррекционных программ. С точки зрения медицины предотвратить развитие дислексии невозможно, поскольку она часто обусловлена генетическими факторами и особенностями в развитии мозга. Однако ранняя диагностика и вмешательство значительно улучшают прогноз и способность к обучению у ребенка.
Ниже перечислено несколько основных стратегий, которые помогают выявить дислексию на ранней стадии и предотвратить возможные осложнения:
  • Раннее стимулирование языковых навыков. Включает в себя чтение книг вслух, игры в слова и рифмы, изучение звуков и букв и другие активности, которые позволяют детям развивать слуховое восприятие, словарный запас и понимание языка.
  • Обучение фонологическим навыкам. Раннее обучение звукам и буквам, а также навыкам сегментации слов на отдельные звуки и синтезирование этих звуков в слова помогает подготовить ребенка к чтению и письму.
  • Ранняя диагностика и вмешательство. Если вы заметили первые признаки дислексии или других расстройств обучения, ранняя диагностика и начало специализированной поддержки минимизируют их влияние на дальнейший процесс обучения.
  • Поддержка со стороны родителей и учителей. Родители и учителя играют ключевую роль в поддержке детей с дислексией. Они помогают им справиться с эмоциональными трудностями, связанными с этим состоянием, и создают эффективную обучающую среду.
Следует помнить, что каждый ребенок уникален, и то, что работает для одного, может не работать для другого. Важно находить индивидуальные подходы и стратегии, которые помогают именно вам.

Статью проверила: Мария Кушнер, медицинское образование, фармацевт.
Продолжая пользоваться ресурсом, вы соглашаетесь с условиями Политики обработки персональных данных.
Этот сайт использует cookies
Понятно